Законы хаммурапи общая характеристика кратко



Характеристика законов Хаммурапи


посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом.

Поэтому следующий раздел (п.26- 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа, согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за “ дезертирство “, как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за “ кражу “). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 (первый в следующей группе) — тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Законник не может считаться всеохватывающим.

В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийства и др.

Характеристика законов хаммурапи кратко

Правда, этот ранний сборник законов не дошёл до нас; известные науке законы Хаммурапи относятся уже к концу его царствования.

Эти законы были увековечены на большом чёрном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображён царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого”.
Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра — Мари, Ашшур, Ниневия и др.

Следовательно, базальтовый столб с законами Хаммурапи был воздвигнут им уже после победы над Римсином и подчинения государств, расположенных по среднему течению Евфрата и Тигра, т.

Законы Хаммурапи как исторический источник

Значительная часть правовых норм Законника Хаммурапи была посвящена регулированию общественных отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством. Вместе с тем Законы Хаммурапи не затрагивали многие важные области внутриобщинных отношений, отношений общин с царской властью и пр.

Важное значение имели статьи, посвященные собственности. Земля как объект собственности имела два вида: государственная (царская и храмовая) и общинная. Особый правовой статус имели наделы земли за службу воинам — имущество (илку), которое считалось основным владением целевого назначения. Царские чиновники, включая тамкаров (торговцы), также получали земельные наделы.

Земля, вода считались собственностью царя и общины. Порядок пользования общинной землей и водой определялся органами управления.

Законы Хаммурапи не содержат подробных указаний о порядке пользования этой землей, ее отчуждения и продажи.

Изъятие таких участков у общины по общему правилу считалось прерогативой царя.

Законник Хаммурапи: общая характеристика основных институтов

Брачно-семейные отношения по «Законам Хаммурапи» Заключение Список использованных источников Введение Вавилония — примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра.

Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды — в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. Начиная

Общая характеристика Законов (Судебника) Хаммурапи

особенности поземельных отношений (§ 26-32,36-41); б) арендные отношения в Вавилонии (§ 42-52, 60-65); в) ответственность в гражданском праве Вавилонии (§ 53-59); г) регулирование права собственности на движимые вещи в Законах Хаммурапи (§ 6-13); д) нормы обязательственного права в Судебнике (см.

К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племенами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до нашей эры племена аморитов.

§ 23, 53, 55, 71, 78, 102, 104, 122-125, 251-249, 268-278).

4. Регулирование брачно-семейных отношений в Законах Хаммурапи: а) заключение брака (§128,159-161); б) имущественные права жены в семье (§ 148-152, 172, 177-182); в) личные права жены в семье ( § 137-146); г) статус детей в семье (§ 162, 165, 167-169, 185-195); д) — межсословные браки и их юридические последствия (§ 170, 171, 175, 176).

5. Уголовно-правовые нормы в Законах Хаммурапи: а) понятие «преступление» в Судебнике; б) основные составы преступлений, фиксируемые Судебником; в) цели наказания и основные принципы уголовной ответственности,

Общая характеристика законов Хаммурапи


Рядом положений закреплялись старые родовые обычаи (например, самосуд, а также коллективная общинная ответственность за совершённые на её территории преступления).

Нормы группировались по предметам правового регулирования, образуя как бы прединституты, а переход от группы к группе был по мере вольных ассоциаций. Кодекс содержал несколько таких постановлений публичного права как нормы, контролирующие и регулирующие положение жрецов и царя. В уголовном праве господствовал принцип талиона.

При этом наказание за преступление распространялось не только на преступников, но иногда и на их родственников.

Так, если строитель плохо укрепил балки дома и его свод упал и убил родственника заказчика, то кроме наказания строителя была предусмотрена и смерть для его сына.

1. Общая юридическая характеристика Законов Хаммурапи

Вдове и сироте труднее постоять за себя, они не имеют родственников.

При всём этом смертную казнь применяли довольно редко. Например, за кражи государственного имущества, в случае талиона или за религиозные приключения.

Кроме того, они переживают несправедливость и притеснение тяжелее других. В древневосточной деспотической монархии монарх рассматривался как мудрый, строгий, но справедливый отец, защитник слабых, обездоленных, вдов и сирот от внешних врагов, от произвола сильных людей — чиновников, знати, богачей. Аналогичная норма содержалась в законодательстве Моисея: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте.

Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечём, и будут жёны ваши вдовами, и дети ваши сиротами» (Исход. 22, 22-23). Ограждение слабых проявлялось в защите должника от произвола кредитора в договоре займа. Законы Хаммурапи также устанавливали тарифы, размер оплаты для различных категорий работников: камнетёсу, кузнецу, плотнику, кожевнику, судостроителю, каменщику, пахарю, пастуху, строителю дома, врачу с целью ограждения работников от чрезмерной эксплуатации.

Кодекс царя Хаммурапи: общая характеристика

Уголовное право 5.

Судебный процесс Заключение Введение Хаммурапи взошел на трон очень молодым. Под управлением Хаммупари страна быстро крепла и богатела. Хаммупари упорядочил сбор налогов, запретил продажу семьи.

Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия.

Очень много сил отдал Хаммупари совершенствованию законодательства. Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы.

Законы Хаммурапи охранял общину, крестьян-земледельцев, в первую очередь, от алчных вожделений ростовщиков и торговцев. В уголовном праве господствует принцип талиона. Сложившаяся при Хаммурапи система власти, управления, суда, весь аппарат чиновничьей бюрократии усилили эксплуатацию и угнетение простых людей.

1.

Шпаргалка: Законы Хаммурапи

Но ценность находки еще более возросла, когда, доставив ее в Париж, в Лувр — национальный музей Франции, ученые узнали, что перед ними предмет редкостного сочетания искусства мастера-художника с изумительным творением древнего законодателя. Это был знаменитый памятник древневосточного рабовладельческого права — Законник царя Вавилона Хаммурапи.

Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в которой должны были стать мелкие и средние рабовладельцы.